Завтра будет старушек несчастных мочить...
(c) Шаов Тимур
Мы уже говорили о гнуснейшей манере не включать поворотники, поэтому больше не будем возвращаться к этой теме. Но шикарную песню Тимура Шаова об этом я очень рекомендую!
А сегодня я хотел бы рассказать об опаснейшем заблуждении. И меня, и многих моих знакомых велосипедистов, водители стыдили за незнание правил дорожного движения, хотя толкали именно к их нарушению (фактически, рекомендуя погибнуть, утащив в тюрьму невиноватого автомобилиста).
Если вы вдруг заметите своего знакомого (или любого вменяемого человека), едущего на велосипеде по встречке, объясните ему, если возможно, что он:
- очень подставляется сам (крайне увеличивая риск серьёзных травм),
- обрекает невиноватого автомобилиста на тюрьму/лишение прав/другие проблемы,
- нарушает ПДД (и этот пункт правил тоже кровью написан).
Почему-то очень многие автомобилисты убеждены, что велосипедист (как и человек) при отсутствии тротуара и обочины должен двигаться по встречной полосе как можно ближе к краю дороги ("...при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств"). Но если для пешехода это оправданно (идёт медленно, качается, ему необходимо видеть встречный транспорт, чтобы "не качнуться ему под колёса"), то для велосипедов это неприемлемо!
В правилах чётко сказано "Велосипеды ... должны двигаться только в крайне правой полосе в один ряд возможно правее". И сейчас на конкретном примере мы поймём, почему хамоватое водительское "совсем правил не знаете, идите на встречную полосу!" является опасной глупостью. Они привыкли не думать, а говорить, поэтому советуют глупости! Представьте, что вы выезжаете со второстепенной дороги на главную: слева быстро проносятся десятки автомобилей, интервала между ними практически нет, поскольку движение очень плотное, остаётся только ждать небольшого "окна", чтобы втиснуться.
Что вы делаете в такой ситуации? Периодически (хотя бы один раз в 5-7 секунд) смотрите направо, убеждаясь, что там на тротуаре не появились пешеходы, желающие перейти вашу второстепенную дорогу, после чего устремляете взор налево - только там ждём спасительный интервал между машинами первого ряда. И вот вы уже заметили, куда можно встроиться в этот поток, точно знаете, что справа ничего нет (пешеходы за 5 секунд возникнуть не могут, ведь они медленно движутся), начинаете манёвр, разгоняя машину (надо входить в поток быстро, чтобы не помешать следующему автомобилю). Вот в этот миг в капот машины влетает несчастный вело-дурак. Он ехал по встречке, а вы его не заметили (а если успели в последний момент разглядеть этого балбеса, мчащегося с горки, то поседели в ту же секунду, ведь отвернуть от него почти невозможно - слева другие машины, а справа, например, толпа пешеходов на тротуаре). К его 30-40 км/ч прибавляются ваши 20-30 км/ч (сколько успели разогнаться), что почти наверняка приводит к серьёзным травмам.
В этой ситуации водитель не может быть виноватым, ведь не он проектировал человека (а то бы он обязательно наделил его способностью смотреть сразу в две стороны). Но он один должен будет ответить за весь вред здоровью велосипедиста. Понятно, что человек может смотреть только в одну сторону, поэтому, выполняя такой манёвр, водитель обязан смотреть налево - от точности его движений зависит безопасность десятков машин потока, в который он въезжает. И правила дорожного движения разработаны так, чтобы ему было достаточно лишь изредка бросать взгляд направо.
Есть ещё масса аналогичных ситуаций, но и этой должно хватить для кристальной ясности. Осталось только добавить, что для реализации ДТП велосипедист может ехать не по автодороге, а по тротуару, параллельному встречке (что, кстати, тоже правилами запрещено). В этом случае, как только водитель начнёт манёвр, этот велосипедист неожиданно вылетит на дорогу прямо под колёса (он-то уверен, что "пешеходов должны пропускать, а он пешеход, раз движется по тротуару") - и не ясно ему, что раз мчится он в 8-10 раз быстрее пешехода, то водителю надо в эти же 10 раз чаще смотреть направо, чтобы его заметить.
Пишу я это, потому что последние годы всё заметнее безудержный рост количества велосипедистов, что означает увеличение массы двухколёсных самоубийц. Наверняка у вас или ваших знакомых есть дети, осваивающие велосипед - прекрасное творение рук человеческих. Подскажите им, что есть не очень длинный список основных ошибок велосипедиста, очень увеличивающих шансы на травмы для себя и окружающих. Надо не просто говорить "будь осторожнее", а подсказать уже собранную короткую и обоснованную подборку базовых правил.
Рекомендую для чтения особенности ПДД для велосипедистов и наиболее распространённые ДТП с участием байкеров (отмечу, что описанное происшествие с велосипедистом, мчащимся по встречке, отсутствует в предложенном списке, потому что в его составлении участвовали умные люди - им в голову не придёт так самоубийственно ехать).
И автолюбителям, и велосипедистам желаю хорошей, красивой, ровной, интересной, приятной и безаварийной дороги.
Поправьте, пожалуйста:
ОтветитьУдалить"не по автодороге, а по тратуару" - трОтуару
"освивающие велосипед" - освАивающие
Уважаемый аноним, спасибо большое за все подсказки!
ОтветитьУдалитьЗачастую автомобилисты уверены, что дорога вообще не предназначена для велосипедистов. Даже среди французов откуда-то берутся такие, несмотря на весьма высокий класс вождения в среднем.
ОтветитьУдалитьЕще орфография:
ОтветитьУдалитьне неприемлимо, а неприемлемо
(выделено, поэтому очень сильно бросается в глаза).
qizz, спасибо!
ОтветитьУдалить7vies, эта одна из серьёзнейшых проблем. Часто автомобилист хочет "каким-нибудь жестом показать, что велосипедисту не место на дороге", поэтому опасно подрезает, не пропускает там, где должен был по правилам и т.д. Один раз меня хотел не пропустить автобус (было видно, как он меня заметил - сразу ломанулся вперёд) из-за чего он чуть не влетел в автомобиль! К счастью, всё обошлось. Но надо что-то делать с желанием некоторых автолюбителей демонстрировать, кто на дороге старше и главнее.
Не все так однозначно с ездой на велосипеде по встречной обочине…
ОтветитьУдалитьНапример, если Вы выехали на шоссе (т. е. Вам предстоит относительно долго двигаться рядом с плотным потоком машин, в т. ч. с большими габаритами, идущих на большой скорости, и по ходу движения Вам не надо пересекать перекрестки и съезды на прилегающие дороги), да еще и без зеркала заднего вида, то езда по встречной обочине – зачастую самый верный способ остаться в живых.
В то же время, это заявление вызывает самую бурную реакцию неприятия у всевозможных «велолюбителей-зануд», любящих все делать по правилам и не умеющих пользоваться собственной головой и адаптироваться к меняющейся ситуации.
Основные возражения таких людей:
- «Езда по встречке – это нарушение ПДД».
Читаем внимательно – езда не по встречке, а по встречной обочине, по асфальтовому покрытию, но левее ограничительной полосы, т. е. в этом случае я вообще не выезжаю на дорогу и не являюсь участником дорожного движения, тем более, я ни формально, ни реально не мешаю движению транспорта, помешать я могу только водителям фур, любящим проехать впритирку к обочине, или лихачам - любителям не вписаться в поворот или обогнать по обочине. Вот специально для таких кренделей я и еду по обочине навстречу движению, что позволяет мне заранее увидеть таких уникумов и вовремя сместиться еще левее, на грунтовую обочину.
- «Так настоящие велосипедисты не ездят, это в некоторых случаях медленнее и не круто»
Я вообще ни на какую крутость и спортивность на дороге не претендую – у меня для этого существует поле и лес. Да, шоссейника из меня не выйдет. Это не моя тема. Моя тема – максимально безопасно для себя и для других участников движения проехать вынужденные километры с трафиком».
- «Езда навстречу движению (пусть даже и по обочине) нервирует велосипедиста и водителей».
Что касается меня, то меня нервирует выскакивающие из-за поворота и идущие на обгон по обочине крендели и невозможность вовремя заметить их, если я еду по ПДД, по ходу движения. А вот езда навстречу движению и возможность за километр увидеть такого водилу и заранее предпринять меры, наоборот, меня очень радует и успокаивает.
Что касается напряжения у водителей…
Неоднократно слышал мнения, в том числе и профессиональных водителей, что им удобнее и безопаснее, когда велосипедист на ТРАССЕ едет навстречу по обочине – в этом случае устанавливается визуальный контакт, легче предупредить неожиданные действия каждой из сторон.
Отдельно замечу, что все вышеперечисленное касается ДВИЖЕНИЯ ПО ТРАССАМ.
В ГОРОДЕ или НА ТРАСЕ при проезде населенных пунктов с многочисленными пересечениями другими дорогами, естественно, СЛЕДУЕТ ЕХАТЬ ПО ПДД (ПО ХОДУ ДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТА) и постоянно вертеть головой.
Уважаемый аноним, спасибо за такой подробный комментарий.
ОтветитьУдалитьПолностью согласен с Вашей мыслью, что иногда имеет смысл нарушать правила. Однако необходим акцент на том, что это оправдано, если человек уже имеет достаточно опыта, чтобы за себя хорошо думать.
Данная заметка была о движении любителей по городу. И сталкивался я (кроме описанного в заметке случая проезда безбашенных велосипедистов через перекрёсток) со следующими проблемами:
- некоторые автолюбители намеренно подрезают, чтобы сказать "читай правила - тебе надо двигаться по встречке!" - это большая проблема, потому что происходит это очень опасно,
- велосипедист, едущий по встречке, сталкивается с нормальным байкером (который не может повернуть вправо, потому что там поребрик и не может свернуть влево, потому что там машины) - это тоже очень опасный расклад (бывает рядом со слепыми поворотами). Приходится экстренно тормозить, а это крайне не легко сделать безопасно на оживлённой дороге.
К сожалению, оба эти случая не являются редкими. Поэтому важно внушить обоим группам (вело- и автолюбителей), что хотя бы в ПДД предполагается движение байкеров "по шерсти". И что в городе им так ездить безопаснее.
А ездить по шоссе без зеркала заднего вида (да и с ним тоже), когда прут фуры, прижимающиеся к байкеру как можно ближе (в мастерстве они чтоли соревнуются между собой?!) реально очень опасно. Поэтому я стараюсь выбирать (и всем рекомендую) не очень загруженные шоссе. На таких фуры выходят далеко на встречку, чтобы объёхать велосипедистов (сам много раз видел!) - это подтверждает, что среди их водителей есть много замечательных людей.
Ещё раз спасибо за Ваш подробный обзор случаев! Надеюсь, он пригодится тем велосипедистам, которые "перерасли город" - начали ездить по всей стране :)
На таких фуры выходят далеко на встречку, чтобы !объёхать!
ОтветитьУдалитьУважаемый аноним, спасибо, что указали на удивительную опечатку... Интересно, о чём я тогда думал :)
ОтветитьУдалитьУвы, комментарии я редактировать не могу.
Только сегодня попала в описанную ситуацию, выезжала с второстепенной на главную дорогу и тут откуда не возьмись, велосипедист, который двигался по встречке, хорошо у меня была маленькая скорость, задела его, он только руку оцарапал, а я, блин, постарела на 10 лет!!!
ОтветитьУдалитьУважаемая Мария, сочувствую Вам.
ОтветитьУдалитьХорошо хоть все живы остались...
Желаю Вам скорейшего восстановления нервной системы и общего спокойствия.
"переросли город" (гл. расти, прошедшее время)
ОтветитьУдалитьChris Archer, спасибо, что указали на ошибку! Увы, я не могу редактировать комментарии, поэтому остаётся только быть внимательнее в следующий раз.
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам За Столь Подробное Разъяснение, Илья! Раньше Я И Вправду Думал, Что Велосипедистам Нужно Двигаться "Против Шерсти".
ОтветитьУдалитьChris Archer, переросли пишется именно через "О"
ОтветитьУдалитьУважаемый аноним,
ОтветитьУдалитьвсё верно, должно быть через "о". А я в комментарии выше написал через "а", на что мне справедливо указал Chris Archer. Ну а я даже не могу это отредактировать (комментарии можно только удалять, а заметки могу менять как хочу, поэтому в них опечатки стараюсь сразу убирать).
Если вы нарушаете правила, вас штрафуют; если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом. Лоуренс Питер )
ОтветитьУдалить"...мчится он в 8-10 раз быстрее пешехода..."
ОтветитьУдалитьХотелось бы заметить, средняя V пешехода -- 5км/ч, средняя V велосипедиста (по городу) -- 15км/ч. Ладно, пусть 20, даже пусть 25 (хотя с нашими бордюрами и сливными канавами не разгонишься).
В любом случае, 25/5=5. В пять раз, в пять раз скорость велосипедиста выше скорости пешехода. А никак не в десять. Не ездят велосипеды 50 км/ч по городу, особенно по тротуару.
Николай.
Николай, Вы правы, бывают быстрые пешеходы и медленные велосипедисты.
УдалитьНо всё же 5 км/ч - это достаточно условная средняя скорость для пешехода.
Нередко люди идут 3 км/ч, а велосипедисты по тротуарам разгоняются и до 35 км/ч (что совсем нездорово).
Вот, кстати, довольно резвый велосипедист, как раз пролетающий переход на высокой скорости: https://www.youtube.com/watch?v=4axXBtvohzM
УдалитьСразу видно, что человек писал не думающий, а просто слепо соблюдающий правила. Обычно от людей, не привыкших думать - слышишь совет "задумайся!"...
ОтветитьУдалитьТак вот. Пишу обоснованно - водитель автомобиля со стажем безаварийного вождения более 10ти лет и несколько сотен тысяч километров. Велосипедист со стажем в десятки тысяч километров более 15ти лет.
Что я вам хочу сказать - я посмотрел множество записей с регистраторов, где сбивают велосипедистов. половина из них - велосипедиста сбивают попутки сзади. Другая половина - на переходе сбоку. Лично мне не встретилось ни одного видео со сбитым на встречке велосипедистом (хотя несколько - где велосипедист в последний момент спасается, каковой возможности нет у того, кому несутся в зад, т.к. глаз на затылке пока ни у кого не выросло).
Вот вам статистика. а то, что какой-то баран в своих теориях решил, что правильно ехать попутно и прописал это в ПДД - не значит ровным счетом ничего, когда встаёт вопрос о моём здоровье и жизни. Тру.
Я не знаю, какой у автора опыт. Мне кажется. не богатый - слепо следовать ПДД - много ума и опыта не надо. Описать одну единственную глупую ситуацию, как пример - тоже. Придумать скорость велосипедиста в 30-40 км/час - особенно. Велосипед едет по городу 10-20 км. Да. Я лично разгонялся и до 50-60. С большой горки. Но это безумие. И крайняя редкость.
ОтветитьУдалитьЯ знаю, что у меня опыт - более 15 лет и несколько десятков тысяч ка на велосипеде и более 10 лет и несколько сотен тысяч километров - на автомобиле.
А ещё - я думаю головой, а не просто цитирую ПДД. И я утверждаю на основе своего действительно богатого опыта (но и не только, но об этом дальше) что безопаснее ездить по встречке. Одно из оснований - это десятки (если не сотни) видео с регистраторов, где сбивают велосипедистов.
Половина из них - где серьёзно сбивают велосипедистов попутным авто. бах - прямо в зад https://youtu.be/zS9BOVt29g8
Другая половина - сбоку, на переходе. Лично мне не встретилось ни одного фатального видео (да и не фатального тоже), где велосипедиста сбивает встречка. Снова объяснять, почему?
А есть ещё видео и не одно, где велосипедист спасается в последний момент, упав на обочину или тротуар, потому что замечает несущийся на него автобус или другой транспорт. Несущийся спереди, понятное дело - сзади-то глаз нет.
К слову, в правилах в стране, где больше думали, чем изображали деятельность - в СССР - в правилах было прописано движение по встречной для велосипедистов. Угадай. Почему пешеходу на обочине необходимо идти именно по встречке? ;)
Более того - во многих прогрессивных странах - велосипедист обязан ехать именно по встречке потому что http://www.ochevidets.ru/rolik/52272/
Андрей, спасибо за аргументированные возражения! В споре рождается истина, поэтому давайте проанализируем некоторые аргументы.
УдалитьВы пишете "придумать скорость велосипедиста в 30-40 км/час", как будто я утверждаю, что это средняя скорость движения в городе. Я же говорил о скорости, которая нередко бывает у велосипедиста на "удачных" спусках. Естественно, опытный велосипедист не станет так разгоняться перед перекрёстком, но мы же говорим о неопытных. А они, увы, иногда так разгоняются, совершенно не учитывая, что водители автомобилей не готовы к столь быстрому объекту, появляющемуся с неожиданной стороны.
На видео из последней Вашей ссылки мне видно, что грузовик вильнул вправо (как будто с целью "поучить-попугать"), но сделал это слишком неаккуратно, поэтому зацепил велосипедистов. Вам так не кажется? Я сам бывал в такой ситуации (водители пытаются "учить", прижимаясь близко). Такие действия водителей возможны против велосипедиста на автомобильной дороге, независимо от того, в какую сторону тот едет. Иногда водители сбивают велосипедистов даже на тротуаре (например, так: https://www.youtube.com/watch?v=KfBHcfAcz30 ), но при этом тротуар остаётся одним из самых безопасных мест для велосипедиста.
Кстати, если смотрим ролики: вот пример аварии, описанной в тексте - https://www.youtube.com/watch?v=Lp5v5Q1t7rs Похоже, здесь водитель не ожидал, что справа может кто-то быстро появиться (там одностороннее движение). Полагаю, возможность подобных ситуаций - одна из причин появления правила о движении в попутном направлении. В городе это особенно актуально.
Я согласен с Вами в том, что слепо следовать правилам нельзя, что иногда разумнее ехать во встречном направлении. Но я не могу согласиться, что так надо делать всегда (например, вот так ехать не очень разумно: https://www.youtube.com/watch?v=Z5JtZYhLQVY ). Вот думать на дороге надо всегда - это факт (чтобы не вышло, например, так: https://www.youtube.com/watch?v=G1eivPJCoZ4 или так: https://www.youtube.com/watch?v=piqy0fT6tHo ).
Большое спасибо за критику и ссылки!
Andrey S.04.04.2016, 11:51
УдалитьВ СССР - в правилах было прописано движение по встречной для велосипедистов...
Ссылку на этот бред можно привести?
В ПДД с 1957 по 1988 года - нет такого...