tag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post9131205280550370581..comments2024-01-03T12:54:39.457+03:00Comments on Привычка не думать: Обучение без интернетаИлья Весеннийhttp://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comBlogger41125tag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-2142332958076507402012-11-21T11:19:28.047+04:002012-11-21T11:19:28.047+04:00Я перечитал весь диалог ещё два раза, но так и не ...Я перечитал весь диалог ещё два раза, но так и не понял мысль, к сожалению.Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-79528732992647179672012-11-21T11:18:45.140+04:002012-11-21T11:18:45.140+04:00Спасибо за ссылку на перевод доклада о компьютере,...Спасибо за ссылку на перевод доклада о компьютере, вмонтированном в стену дома.Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-62159650835647330902012-11-19T20:58:48.284+04:002012-11-19T20:58:48.284+04:00Еще иллюстрация: Индийский ученый и просветитель С...Еще иллюстрация: <a href="http://theoryandpractice.ru/posts/5563-prosvetitel-sugata-mitra-uchitel-kotoryy-mozhet-byt-zamenen-kompyuterom-dolzhen-byt-im-zamenen" rel="nofollow">Индийский ученый и просветитель Сугата Митра провел серию простых экспериментов по всему миру, оставляя на какой-то период времени детей наедине с компьютером. Результаты были удивительны: например, тамильские школьники выучили английский и разобрались самостоятельно в основах биотехнологий</a>Anonymousnoreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-77907791652156946892012-11-09T18:39:13.339+04:002012-11-09T18:39:13.339+04:001,2) Меня и саму-то в этом "упрекнуть" н...1,2) Меня и саму-то в этом "упрекнуть" невозможно, и скорее уж можно назвать говном, чем идеальной. :( Но тут простой непоследовательностью не объяснишь...<br /><br />2) "Предпочла сказать несколько раз" я потому, что Вы меня не поняли. Я пыталась объяснить, в чём разница, но вижу, что Вы продолжаете понимать меня неправильно. user_amihttp://user-ami.livejournal.comnoreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-817554213733033182012-11-07T14:23:14.818+04:002012-11-07T14:23:14.818+04:001.1) Хорошо, ближе к времени договоримся.
1.2) Да...1.1) Хорошо, ближе к времени договоримся.<br /><br />1.2) Да, объяснить это кажущееся несоответствие легко: люди - это всего лишь люди. Мало кто имеет основания упрекать их в идеальности, последовательности или аналогичных мифических качествах.<br /><br />2) Если лично Вам этот автор не только неприятен, но Вы даже предпочитаете об этом несколько раз сказать, то Вам должно быть легко понять, что кому-то омерзительна химия или биология.Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-14922801893941656452012-11-06T00:20:50.713+04:002012-11-06T00:20:50.713+04:001) Нет, обитаю я, к сожалению, не в Москве, а в за...1) Нет, обитаю я, к сожалению, не в Москве, а в замкадье, поэтому послать книжку по почте мне гораздо легче, чем специально ехать встречаться с Вами в Москву.<br /><br />Если Вы живёте в Москве, могу спросить у знакомого, который привёз книжку, где именно он её купил, но не знаю, объяснит ли знакомый это так, чтобы найти это место без проблем.<br /><br />Относительно логического тупика буду благодарна, если Вы мне объясните, как именно альтернативная и безальтернативная наука укладываются в одной голове даже тогда, когда это вроде бы заведомо несовместимо. http://user-ami.livejournal.com/3191.html<br /><br />2) Нет, это мне оказалось непонятным. Видно, мне следовало назвать Достоевского не тошнотворным, а омерзительным. Впрочем, в связи с возрождением православной духовности не удивлюсь, если теперь морально неприемлемым окажется не Достоевский, а учебник химии, мало ли как он выглядит с точки зрения духовного человека...user_amihttp://user-ami.livejournal.comnoreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-15304895554152274272012-11-05T20:10:36.613+04:002012-11-05T20:10:36.613+04:00Спасибо за рекомендацию прочитать "Логический...Спасибо за рекомендацию прочитать "Логический тупик" и предложение прислать "Пирог с математикой"! Кстати, я правильно понял, что Вы в Москве обитаете? Возможно, как-нибудь, проезжая мимо, заскочу за книгой, а потом аналогичным образом верну. В любом случае, предварительно напишу.<br /><br />А физика и химия в моём ответе - это аналогия с творчеством Достоевского (только для учащихся с другим складом ума). Мне пришло в голову, что если Вам понятно, что среди слабеньких школьниц считается правильным выражать критику к физике и химии за их тошнотворность, то такие же слова про части литературы тоже могли бы показаться несколько более эмоциональными, чем планировалось.Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-57343359359342658142012-11-05T20:03:42.117+04:002012-11-05T20:03:42.117+04:00Спасибо за рекомендацию прочитать "Логический...Спасибо за рекомендацию прочитать "Логический тупик" и предложение прислать "Пирог с математикой"! Кстати, я правильно понял, что Вы в Москве обитаете? Возможно, как-нибудь, проезжая мимо, заскочу за книгой, а потом аналогичным образом верну. В любом случае, предварительно напишу.<br /><br />А физика и химия в моём ответе - это аналогия с творчеством Достоевского (только для учащихся с другим складом ума). Мне пришло в голову, что если Вам понятно, что среди слабеньких школьниц считается правильной выражать критику за тошнотворность к физике и химии, то такие же слова про части литературы тоже могли бы показаться несколько более эмоциональными, чем хотелось.Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-77895860635736458872012-11-05T00:19:45.328+04:002012-11-05T00:19:45.328+04:00Я назвала тошнотворным Достоевского, но при чём зд...Я назвала тошнотворным Достоевского, но при чём здесь физика и химия? Про них я вроде бы ничего похожего не сказала.<br /><br />Впрочем, разобраться насчёт химии (и даже биологии) сейчас, наверное, стало совершенно невозможно. В советское время столько альтернативной науки не было. В моём ЖЖ есть пост "Логический тупик" о том, насколько альтернативные убеждения могут теперь быть даже у действительно профессиональных химиков.<br /><br />А книжку "Пирог с математикой", если не достанете, могу Вам прислать по материальной почте. Только не знаю, сколько времени на это уйдёт.user_amihttp://user-ami.livejournal.comnoreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-60202191011014313482012-10-30T17:06:16.521+04:002012-10-30T17:06:16.521+04:00Я согласен с Вами, что иметь хорошее здоровье и на...Я согласен с Вами, что иметь хорошее здоровье и навыки общения в четыре года важнее, чем уметь читать. Спасибо за ссылку на книгу, постараюсь добыть.<br /><br />Достоевский, возможно, не лучший пример. По моим ощущениям, нет ничего сверхестественного в способности прочитать его книги. Другое дело, что некоторые учителя литературы заталкивают их в детей ногами. Но тут дело не в авторе, а в неудачных учителях. Аналогичные интонации о тошнотворности учебников по химии или физике я уже слышал, поэтому удивлён, что слышу их и от Вас.<br /><br />А поисковые машины, которые насильно заменяют строчку, которую я ищу, на что-то, что мне найти не надо, конечно раздражают. Благо, кавычки позволяют настоять на правильном написании редкой фамилии.Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-7991303391163568892012-10-27T11:08:43.058+04:002012-10-27T11:08:43.058+04:00alexsmail, в Вашей начитанности с самого детства я...<b>alexsmail</b>, в Вашей начитанности с самого детства я и не сомневался :) А что касается "читал совсем не то", так это очень спорный вопрос. Кому судить?Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-77228213359032503512012-10-26T23:31:59.440+04:002012-10-26T23:31:59.440+04:00Лично для себя я сформулировал такое правило: снач...Лично для себя я сформулировал такое правило: сначала изучить всё на низком уровне (насколько можно или нужно), а потом абстрагироваться на более высокий уровень (инкапсулировать низкоуровневые понятия), потом ещё выше, ещё выше... Зачем? Чтобы, встретив неординарную задачу (под которую не заготовлена формула), быть способным решить её.<br />Но это, возможно, нравится не всем. Можно считать это гибкостью ума.Anonymousnoreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-48446011539392072722012-10-25T03:02:48.777+04:002012-10-25T03:02:48.777+04:00Пару раз мне встречались жалобы учителей на то, чт...Пару раз мне встречались жалобы учителей на то, что сейчас общество прямо-таки помешано на раннем развитии. Раньше дети приходили в школу семилетними, часто не зная ни одной буквы, но с физическими и социальными навыками, опытом каких-то самостоятельных действий, подвижных игр и даже какой-то работы. Кроме того, обучение, допустим, письму, не успевало надоесть им ещё до школы, поскольку до школы их этому не учили. Теперь же дети приходят в школу шестилетними, уже умея читать и даже писать, но всё чаще не умеют ни завязать шнурки, ни терпеливо ждать своей очереди. Потому как родителей то, что ребёнок в четыре года не умеет читать, беспокоит гораздо больше.<br /><br />Кстати, сейчас МЦНМО выпустило книжку, автор которой придерживается такого же мнения. Рекомендую ознакомиться. Женя Кац, "Пирог с математекой". Правда, я не знаю, живёте ли Вы в Москве. Если нет, это может оказаться и затруднительно.<br /><br />Теперь по поводу того, что Вы мне наотвечали выше.<br /><br />Что касается Достоевского, то от его "умилительного гробика" меня тошнит до сих пор, а школьный учебник математики, по крайней мере, позывов к рвоте не вызывал. Вы специально из всех наиболее известных классиков выбрали самого тошнотворного? У такого и небольшая книжка покажется мучительно длинной.<br /><br />Что касается обучения языку, то это отдельный вопрос. Тут я вообще не очень-то понимаю, как можно выучить хотя бы один язык (кроме своего собственного) и при этом не сойти с ума, хотя и пыталась разобраться. Во всяком случае я знаю, что взрослый даже если и выучит иностранный язык, то совершенно не так, как учится говорить ребёнок -- у взрослого контроль над речью уже перешёл к другим отделам мозга. Недавно я читала брошюру "Доминантность полушарий" (что-то типа описания результатов исследований), но, к сожалению, случайно отвезла её вместе с другими книгами в благотворительную организацию, и точнее сказать, что именно читала, не могу. Там говорилось, в частности, что повреждение какого-то отдела мозга лишает речи взрослых, но почти не влияет на речь у детей.<br /><br />Илье Яшину хотелось бы передать, что со взрослыми поделать нечего, можно только надеяться на их собственный разум и волю. Кстати, не раскрыта тема подросткового возраста, когда из мозгов как раз природой положено вылететь тому, что было известно в детстве, но стало ненужно.<br /><br />Теперь про Яндекс. Когда Яндекс сам исправляет неверную раскладку или действительную опечатку, это, несомненно, приятно, но если он станет слишком умным, то как я заставлю его слушаться? У меня уже был случай, когда Яндекс самовольно изменил фамилию в запросе (хотя я написала её без ошибки) и выдал результаты с той фамилией, которую счёл правильной. Правда, кое-каким образом получить ответ по нужной фамилии мне всё-таки удалось, но боюсь, что программеры над этим недостатком этим уже работают. :(user_amihttp://user-ami.livejournal.comnoreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-57460897834012812052012-10-24T15:23:07.914+04:002012-10-24T15:23:07.914+04:00Конечно читал. Первую "толстую книжку" я...Конечно читал. Первую "толстую книжку" я прочитал в 7 лет "Король Матиуш Первый" Януша Корчака. До сих пор помню сцену, где этот король сидит на необитаемом острове и <i>размышляет</i>. Немного аллегорически этот отрывок можно понять как познание мира через <i>созерцание</i>. Можно увидеть в этом попытку самоанализа... Вместе с тем, классическую литературу я не очень любил. С лет 14 и довольно долго затем :-) запоем читал научную фантастику...В общем, читал я довольно много, но совсем не то. Многое из того, что читают в школе либо тривиально либо непонятно из-за отсутствия жизненного опыта.alexsmailhttps://www.blogger.com/profile/12580609091906492868noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-12922692571964960842012-10-24T10:57:03.724+04:002012-10-24T10:57:03.724+04:00Да нет, обычную логику. Например, чтобы понимать, ...Да нет, обычную логику. Например, чтобы понимать, почему невозможно что-то <a href="http://my-tribune.blogspot.com/2009/10/blog-post_10.html" rel="nofollow">доказать примерами</a> и так далее.<br />Я верю, что можно индивидуально (с одним-двумя школьниками) хорошо разбираться с интересными логическими задачками (режим "по дороге в школу" мне нравится). Но я плохо понимаю, как в классе из 30 человек эффективно учить логике (и совсем не понимаю, чьими силами это можно сделать). Спасибо за ссылку.Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-21696496820642165102012-10-24T10:52:42.164+04:002012-10-24T10:52:42.164+04:00alexsmail, интересно... Но другую художественную л...<b>alexsmail</b>, интересно... Но другую художественную литературу Вы же читали в то время? Я не про то, что обязательно надо Достоевского читать, а про то, что надо уметь читать что-то кроме комиксов и списка фильмов, идущих в кинотеатре.Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-83364001255346993372012-10-23T20:41:11.219+04:002012-10-23T20:41:11.219+04:00Я вот "Преступление и наказание" и наказ...Я вот "Преступление и наказание" и наказание не осилил. Зато потом,первую часть курса мат. анализа (исчисление бесконечно-малых величин) я проглотил за одни вечер в 16 лет, мне случайно попалась под руки одна старая книжка. :-) Так что, не всё так однозначно. :-)alexsmailhttps://www.blogger.com/profile/12580609091906492868noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-6571871540512170202012-10-23T15:29:23.464+04:002012-10-23T15:29:23.464+04:00Вы имеете ввиду "Математическую логику" ...Вы имеете ввиду "Математическую логику" или простую "Логику"?<br />В прошлом году я своим сыновьям (4 и 7 класс) читал лично "Логику" по учебнику 1954 года (Виноградов и Кузьмин), слегка редактируя на ходу и вставляя примеры из современной жизни. Ничего "детского" в учебнике нет, но тем не менее детям очень понравилось и они с удовольствием слушали и придумывали примеры. Всё действо происходило в машине, пока добирались от дома до школы, эдакая "зарядка" для ума. Этот небольшой курс очень сильно на них подействовал, в первую очередь - на их собственную речь и на критическое восприятие информации.<br />Вот такой учебник: http://www.twirpx.com/file/240338/Avegarnoreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-44925307650412589982012-10-23T09:21:18.119+04:002012-10-23T09:21:18.119+04:00Уважаемый аноним, никто и не ставит крест. Учителя...Уважаемый аноним, никто и не ставит крест. Учителя продолжают работать с теми, кто пришёл, пытаются вытянуть их хоть до какого-то уровня. Куда деваться-то? Не бросать же детей.<br /><br /><b>user_ami</b>, мне кажется, мы сейчас больше говорим не про знания, а про общую развитость мозга. Я видел студентов, для которых задача "прочитать Преступление и наказание" является невыполнимой ("это же такая большая книга, я её никогда не закончу читать"). Они просто не умеют читать такие объёмы, их мозг уже (пока?) не может воспринимать столько информации большим куском. Как в таких условиях надеяться, что они поймут курс математического анализа? Там книжечки тоже не тонкие, только читаются не так легко, как Достоевский.<br /><br />Если ребёнок чем-то занят в детстве (читает, считает, играет на пианино и т.д.), то для нас важно не то, что он накапливает какие-то знания, а то, что он приучает свой мозг к работе. Если это не сделать в раннем детстве, то позже это станет гораздо сложнее.<br /><br />Почему дети в раннем возрасте легко осваивают несколько иностранных языков, а взрослые еле-еле один английский? (не спорю, бывают исключения, но обычно легко может освоить новый язык человек, у которого голова ранее была развита игрой на музыкальных инструментах, например, что обеспечило цепкую память).Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-45637415129292753232012-10-23T09:12:31.161+04:002012-10-23T09:12:31.161+04:00Да, логика из школы вытесняется :(
Мне казалось, ч...Да, логика из школы вытесняется :(<br />Мне казалось, что раньше логическое мышление ставилось на уроках геометрии. Там и "пощупать" объект можно, и доказать про него что-то, и воспользоваться потом этим доказательством. Сейчас же геометрия сокращается до смешных размеров, в которых логика уже не умещается.<br /><br />А в отдельный предмет логика в школах я пока не очень верю. Мне кажется, что без конкретного применения (как в геометрии) изучение логики превратится в переписывание бессмысленных строчек символов, в заучивание правил вывода и т.д. (как с производными). Студенты это плохо схватывают, а школьникам ещё тяжелее будет (а значит, и бессмысленнее).<br /><br />Впрочем, я могу представить какой-то детский курс логики, опирающийся на знакомые детям объекты. Но пока не видел ничего удачного. Вам известны такие курсы? Было бы интересно почитать.Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-82074093570539684342012-10-23T09:07:17.048+04:002012-10-23T09:07:17.048+04:00Да, Кубок Яндекса - интересное мероприятие. А беск...Да, Кубок Яндекса - интересное мероприятие. А бесконечное печатание рефератов из интернета - явное зло. Дети обычно даже не читают их, поэтому всё обучение проходит мимо, а иллюзия учёбы создаётся.<br /><br />Искать в интернете сейчас не учат в школах. Возможно, это даже хорошо, так как учить этому и не умеют. Я бы сказал, сейчас процесс обучения в этой области идёт с противоположной стороны - поисковые машины становятся всё более умными. Иногда по корявому запросу они исхитряются показать то, что хотел найти человек. Это удивительно!Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-44961554182981546002012-10-23T08:57:13.344+04:002012-10-23T08:57:13.344+04:00> Если эта задача на умение искать в доинтернет...> Если эта задача на умение искать в доинтернетовскую эпоху<br />Нет, это другая задача. И по ссылке Дмитрий прямо тексте заметки пишет: «<i>В этом-то и состоял основной замысел - заставить нас почитать книги по театру, истории, искусству вообще. В отношении меня это удалось на все сто, да и большинство друзей так же реагировали</i>».<br /><br />> Уж лучше бы чему полезному учили<br />Предлагаю оставить свободу выбора: если школьники добровольно хотят заниматься в театральном кружке, если талантливый педагог умеет помочь им в изучении театрального искусства и литературы, то к чему тут протестовать?Илья Весеннийhttps://www.blogger.com/profile/12075968879288943233noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-33562787171238217422012-10-23T00:07:24.464+04:002012-10-23T00:07:24.464+04:00ДА. Идеально - искать информацию спокойно, не на с...ДА. Идеально - искать информацию спокойно, не на скорость, именно ту, которая интересна и полезна, уметь ее фильтровать и проверять. И в процессе узнавать и помечать новое, интересное, полезное для будущей работы. Интернет - это совершенно другой уровень.Anonymousnoreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-22530835200530485152012-10-22T21:41:39.679+04:002012-10-22T21:41:39.679+04:00Нет. Гораздо лучше вопросы были в кубке яндекса по...Нет. Гораздо лучше вопросы были в кубке яндекса по поиску (там ещё было ограничение на время):<br /><br />В каком году была сожжена и разграблена Трахея?<br /><br />В каком фильме 1928 года снялся актер, чья фамилия совпадает с псевдонимом одного из типов в соционике? <br /><br />У какого млекопитающего отряда хищных (латинское название) масса детёнышей при рождении на три порядка меньше массы взрослой особи?<br /><br />Какую должность получил в 1913 году хозяин дачи, разгромленной Григорием Александровым?<br /><br />Какой райцентр Украины располагается ближе всего к месту, где, как предполагается, находилась бифуркация Днепра?<br /><br />Это - действительно вопросы по поиску и таких вопросов любой преподаватель может придумать массу. При этом при ответе на некоторые требуется представлять, как индексируется информация в интернете и как из яндекса вытащить нужный ответ.Anonymousnoreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-6846929136376245264.post-56991213482189730372012-10-22T21:36:01.033+04:002012-10-22T21:36:01.033+04:00Посмотрел я 33 вопроса и ужаснулся. Это же один из...Посмотрел я 33 вопроса и ужаснулся. Это же один из худших примеров бессмысленных, ненужных школьных вопросов. Невнятная выборка бессистемных фактов.<br /><br />Если эта задача на умение искать в доинтернетовскую эпоху, то почему половина вопросов берётся по энциклопедии, а вторая половина не берётся вообще?<br /><br />Уж лучше бы чему полезному учили. Если так много свободного времени, то лучше учите языку или полезным навыкам.<br /><br />http://jerom.livejournal.com/199641.htmlAnonymousnoreply@blogger.com